Правильно положенный пол в гараже, своими руками сделать который не так сложно, как может показаться на первый взгляд, — это один из залогов хорошей сохранности вашего автомобиля.
В зависимости от конкретных условий — линейных параметров гаража, инженерных особенностей грунта и размера бюджета — можно выбрать именно тот тип пола, который будет соответствовать всем вашим требованиям.
Типы гаражных полов
Пол в гараже постоянно находится под воздействием высоких нагрузок, агрессивных химических веществ, грязи и пыли, поэтому к его устройству выдвигается ряд требований. Первое из них заключается в том, чтобы пол был устойчивым к повреждениям, нагрузкам и прочим физическим факторам. Поверхность должна хорошо переносить загрязнения, не впитывать в себя горючие жидкости — бензин, масло, краску, так как это повышает риск возникновения пожара.
Выбирать тип пола для гаража следует исходя из перечисленных выше требований, размера бюджета, параметров гаража, веса автомобиля и прочих исходных данных. Существует несколько распространенных типов основания, которые полностью или частично соответствуют требованиям надежности и безопасности:
- утрамбованный земляной пол;
- деревянный пол;
- бетонный пол;
- монолитная железобетонная плита;
- наливное полимерное основание.
Первые 2 вида могут рассматриваться скорее как временные варианты устройства пола, так как обладают огромным количеством недостатков. Например, земляное и деревянное основания очень легко впитывают в себя не только влагу, но и бензин, машинное масло и другие опасные и легковоспламеняемые жидкости. Механическая устойчивость данных поверхностей также оставляет желать лучшего. Единственное преимущество — невысокая стоимость и простота закладки, благодаря чему их можно быстро сделать в новом гараже до того времени, пока готовятся строительные материалы для капитального пола.
Работы по возведению пола начинаются только после окончания постройки стен и крыши. Если вы хотите, чтобы гараж был оборудован смотровой ямой или подвалом, то начинать обустройство основания следует с них.
Обустройство смотровой ямы
С массовым ростом количества больших, средних и мелких автосервисов потребность в наличии собственной смотровой ямы постепенно сводится на нет. Этому способствует и тенденция увеличения сложности внутреннего строения агрегатов и узлов автомобиля. Если еще 20-30 лет назад машину можно было отремонтировать самостоятельно, имея в арсенале только инструкцию и стандартный набор инструментов, то сегодня уже далеко не каждый владелец личного авто рискнет самостоятельно вторгаться в конструкцию двигателя. Но если владение гаражом со смотровой ямой для вас принципиально важно, то воплотить идею в жизнь не составит особого труда.
Смотровая яма являет собой обычное углубление под гаражом, которое позволяет владельцу машины расположиться под ней в полный рост, открывая доступ к ходовой части автомобиля. Глубина ямы делается в зависимости от роста владельца гаража, к которому добавляется еще 30 см запаса для обеспечения свободы действий рукам. Ширина должна быть такой, чтобы при въезде на яму, автомобиль не подвергался риску соскочить одним из колес вниз. Среднее значение данного параметра составляет от 70 до 80 см. Оптимальная длина ямы — на 1-1,5 м больше, чем длина обслуживаемого автомобиля.
При выкапывании ямы следует учитывать глубину расположения грунтовых вод. Если вода находится не глубже 2,5 м, то сооружение будет требовать оборудования искусственного дренажа, а в критических случаях (высокая скорость поступления воды, наличие плывунов) от ямы придется вовсе отказаться.
Дно ямы утрамбовывается, после чего выстилается рубероидом и заливается слоем бетона на 10-15 см. Стены возводятся из кирпича или пеноблоков, обмазываются гидроизолирующей мастикой. По периметру приваривается прямоугольный контур из металлического уголка, на котором будут держаться доски либо другой материал, прикрывающий яму. Во время установки уголков следует учитывать, что их верхний уровень должен совпадать с будущим положением пола.
Укладка покрытий разного типа
В зависимости от того, какой тип пола выбран, будет отличаться последовательность его укладки. Единственная общая черта — соблюдение точных геометрических параметров, так как от этого зависит не только внешний вид, но и эксплуатационные особенности покрытия.
Самый простой по строению пол — земляной. Несмотря на низкую надежность, он пользуется популярностью как для временных, так и для условно постоянных построек. Земляной пол в гараже своими руками делается очень просто: поверхность грунта выравнивается и утрамбовывается вибрационной установкой или ручным приспособлением, которое имеет вид тяжелой металлической трубы с заваренным дном и двумя ручками. Для повышения гидроизоляционных свойств под слой земли можно уложить прослойку из глины толщиной 10 см, а на нее — геоткань.
Деревянный пол устанавливается на основание из толстых брусьев или железнодорожных шпал, при этом обеспечивается свободный воздухообмен и снижается вероятность появления гнили и плесени. Брусья укладываются с интервалом 0,8-1 м от их соседних сторон, а поперек них кладут доски толщиной 50 мм. Нелишним будет обработать доски консервирующим составом и оставить между ними небольшие (до 3-4 мм) промежутки.
По сравнению с земляным или бетонным полом такое покрытие считается более теплым, быстрее прогревается, но служит намного меньше.
Монолитная железобетонная плита в качестве пола выступает простым и в то же время надежным вариантом. Она может быть установлена как самостоятельно, так и служить основой для покрытия иного типа.
Самый продвинутый в технологическом плане тип покрытия — наливной пол. Он состоит из полиуретановой эмали и эпоксидного компаунда, имеет красивый внешний вид и высокую надежность к механическим повреждениям и химическим факторам, которая достигается благодаря монолитной структуре без трещин и неровностей.
Бетонный пол — лидер в соотношении цена/качество
Оптимальный баланс между ценой и практичностью — бетонный пол. Он выдерживает большой вес, неприхотлив к уходу и весьма долговечен, что позитивно сказывается на выгодности такого решения. Бетонное основание состоит из нескольких слоев, у каждого из которых свое конкретное функциональное предназначение:
- Нижний гидроизоляционный слой препятствует «подтягиванию» воды из лежащего ниже грунта. Выполняется из рубероида или глиняной обмазки.
- Слой гравия создает воздушную подушку, благодаря которой пол в гараже будет быстрее прогреваться и медленнее остывать. Это особенно важно при проведении работ в зимний период, так как долгое пребывание в холодном гараже негативно сказывается на здоровье: могут возникнуть ревматизм, переохлаждение, простуда и другие неприятные болезни. Оптимальная толщина гравийного слоя — от 45 до 60 см, в зависимости от сложности условий.
- На гравий укладывается геоткань, на которую насыпают 10 см песка и утрамбовывают.
- Поверх песка следует создать второй слой изоляции из полиэтиленовой пленки или специальной мембраны. Пленка должна покрывать всю поверхность внахлест, немного заходя на стены.
- На пленку устанавливают арматурную сетку, после чего равномерно заливают бетон, разравнивают и оставляют покрытие в покое на 1-2 недели до полного застывания.
Такой пол называют «черновым». Он может быть дополнен слоем теплоизоляционного материала, покрыт краской или наливным полимерным покрытием.
Главный минус бетона — большое количество пыли, возникающей при его активной эксплуатации. При отсутствии слоя теплоизоляции, пол в зимнее время очень сильно охлаждается, и для комфортной работы в гараже приходится прогревать помещение несколько часов. Но даже при наличии таких недостатков бетонный пол остается самым популярным вариантом среди всех типов покрытий (рис. 1).
Заключение по теме
Зная, как сделать пол в гараже, вы сможете самостоятельно провести все работы, не обращаясь к помощи профессионалов. Укладка основания — очень ответственная работа, но при наличии минимальной практики в сфере строительства она не займет много времени и усилий. При этом полы в гараже своими руками будут выполнены без лишних затрат.
смотровая яма все равно нужна если любиш свое авто,как правильно ее сделать,я узнал на этом сайте
Почитал статью, посмотрел видео, впечатлён. Пригодится когда буду свой гараж делать, но я сделаю поэкономичнее. Ваш пол запросто выдержит гружённый КамАЗ. У меня же легковая, толщину стяжки сделаю мах. 15 см, арматуру тоже возьму поменьше, да и шаг клетки расширю. Но всё равно большое спасибо за инфу.
У нас в гараже бетонный пол. Правда смотровой ямы нет. Все сделали сами. В бетонную смесь наливали жидкое мыло для связки. Ничего, нормальный пол. Нигде не лопается
У нас пол деревянный. Служит уже лет 30, пока в хорошем состоянии. Но машину в гараж мы уже давно не ставим. Есть еще смотровая яма и подвал. Хочется, что бы пол прослужил как можно дольше.